Бестселлеры. Lada 4x4 («Нива»)
Просмотров: 12115
27 Ноября 2009
Теги: Нива ВАЗ

В РАСЦВЕТЕ СИЛ







Lada 4x4 (

Не так давно ее хотели снять с производства, но сейчас вдруг модернизировали. Да и со статистикой не поспоришь — как покупали старую «Ниву» (ныне — Lada 4x4, бренд Niva теперь перешел к GM, но мы будем называть автомобиль привычным именем), так и покупают. За первые три квартала спрос даже вырос. Поэтому внедорожник недавно модернизировали и будут выпускать еще как минимум несколько лет. Достойный ли это выбор в новом и тем более в подержанном виде?

Появившаяся в 1977 году «Нива» стала вторым в мире (первым был Range Rover) и единственным в своих компактных габаритах внедорожником с легковым интерьером и комфортом. Можно даже сказать, что именно она — родоначальник того класса автомобилей, который сейчас называется паркетниками. Правда, за прошедшие 32 года производители ушли далеко вперед, а «Нива» пережила лишь очень незначительные изменения. В 1994-м был проведен рестайлинг — на ВАЗ-21213 появилась иная задняя дверь с фонарями, 1,7-литровый двигатель, панель и сиденья от ВАЗ-2108. Еще через семь лет мотор получил сначала центральный, а потом распределенный впрыск (ВАЗ-21214). Пару лет назад стали устанавливать гидроусилитель. Тогда же свет увидела версия 21214М (модернизированная).

Теперь двигатель отвечает нормам Евро4, сцепление Valeo установлено от Chevy Niva, вакуумный усилитель тормозов и главный цилиндр заимствованы у Kalina, сзади используются усиленные и более длинноходные амортизаторы с другими точками крепления. Спереди применен поворотный кулак от Chevy Niva, новые нижние кованые рычаги, другие буферы сжатия и отбоя. Все это изменило углы установки колес и также увеличило ход подвески. За все годы выпуска последний «технорестайлинг» — самый основательный. Периодически приходится читать, что растет и качество. Но ведь на рынке иметь дело приходится с автомобилями всех годов выпуска. Что ожидает покупателя и владельца?

Например, не слишком большой пробег до капиталки. Заводом отмеряно 150 тыс. км, но это в идеальных условиях. Есть случаи, когда восстанавливать двигатель приходилось уже при 120-ти и даже при сотне тыс. км. Попадаются и дефекты, периодически уходящие в небытие. Так, еще недавно на высоких оборотах происходил прогар впускных клапанов, в чем обвиняли не успевавшие отрабатывать зазор гидрокомпенсаторы. Был и обрыв клапана. Сейчас эти проблемы изжиты.

Побежден массовый отказ стартеров с генераторами, который теперь вероятен примерно в 20% случаев. Редко выходит из строя регулятор холостого хода. А вот моторчики печки и приборов в комбинации до последнего времени оставались в группе риска. В ней же пребывает и герметичность системы охлаждения, и всех агрегатов трансмиссии, чьи сальники не держат жидкость с удивительной стабильностью. У дилера их, кстати, советуют менять на японские NAK.

К счастью, помимо упомянутого регулятора холостого хода, не возникает глюков в электронном обеспечении двигателя. Правда, описанные проблемы с электрикой могут возникать еще до окончания гарантии и вторично. Кроме того, сразу можно испытать гул коробки и «раздатки» на разных передачах и вибрацию карданных валов. Качество ВАЗов, как обычно, колеблется…

От подвески порой ожидаешь течи амортизаторов, которые становятся все реже (для «Нивы» предлагается много импортных аналогов). Чаще скрипят и люфтят шаровые. Но их не вырывает, а кованые рычаги можно сломать только в самых экстремальных ситуациях. Безо всякой предвзятости заявляем — у ВАЗа 32 года назад получился весьма интересный автомобиль, который хорош и как второй в семье, то есть туристический, и даже как единственный с учетом его модернизации и иных настроек подвески. Впрочем, для того чтобы аргументированно говорить об этом, предоставим слово тем, кто жестко, в спорте, эксплуатирует «Ниву», причем на протяжении многих лет и в рамках разных комплектаций.

• Эксплуатация

Держаться в рамках

В качестве технических консультантов мы попросили высказаться Сергея Сокова (иркутский «Нива-клуб») и Петра Шлиссера (клуб «Протектор»). Речь, разумеется, шла об экстремальной внедорожной эксплуатации, тем не менее, их опыт может быть интересен всем тем, кто не ограничивает вазовский джип только асфальтовыми километрами.

Скажем сразу, что максимально доступный колесный диаметр для «Нивы» всего лишь 29 дюймов (стандартный — 27 дюймов). Для этого приходится устанавливать спереди 25-мм проставки под шаровые опоры. Дальнейший лифт критичен по углу работы ШРУСов.

Крепление переднего редуктора лучше переделать. Прикрученный тремя болтами к двигателю, он часто отрывается, поэтому передней частью с помощью самодельных кронштейнов его цепляют на поперечную балочку, а задней — на стабилизатор. Теперь к такому способу пришли и на заводе.

Требуют усиления сошка маятникового рычага и чулки моста — и те, и другие при жесткой езде легко гнутся. Победили уже вибрации и отчасти шум «раздатки», которая отделяется от кузова оригинальным подрамником. Правда, все это придется изобретать самостоятельно, тюнинг-комплектующих на «Ниву» не так уж и много — тот же распредвал (7-8 тыс. руб.), самоблокирующиеся межколесные дифференциалы (10-12 тыс. руб.) да стальной, полученный из моста, корпус переднего редуктора (около 8 тысяч).

Что касается надежности, то, например, двигатель не вызывает вопросов. Да, встречается выход из строя регулятора холостого хода или бензонасоса. Но в целом и сам мотор, и его система впрыска надежны. Разве что генератор на впрысковых агрегатах, обладая большей силой тока, боится влаги и грязи, старый к ним был куда более терпим. Есть претензии к «пятиступке», у которой со временем начинают вылетать 3-я и 5-я передачи. 4-ступенчатая коробка все нагрузки переносила лучше. Однако нужно понимать, что у «Нивы» есть определенные конструктивные пределы, ограничивающие ее off-road подготовку и эксплуатацию.

• Экспресс-тест

Без альтернатив

Единственный аналог концепции «Нивы» в мировом автомобилестроении — с постоянным полным приводом и «понижайкой» — Suzuki Escudo. Но это, как вы понимаете, несколько иной автомобиль. Правда, и сам наш внедорожник развивается. На тесте у нас машина как раз после модернизации.

Во внешности изменились только поворотники и зеркала, а салон и вовсе остался прежним, за исключением комбинации приборов VDO. Руль не меняет угол наклона, зеркала регулируются только вручную и снаружи, знакомым осталось управление печкой и ее характерный звук. Но двери закрываются лучше, и сидеть в целом удобно. Кресла ведь давно не «шестерочные» и имеют больший диапазон продольной регулировки. Жаль, диван по-прежнему не делится и складывается по-старому, оставляя мало места для багажа.

Зато на ходу «Нива» преобразилась существенно. Нет, это не касается двигателя, который любит хорошей раскрутки, и коробки, чей механизм переключения должен сначала приработаться. Но тормоза и сцепление работают намного лучше, а, в первую очередь, преобразилась подвеска.

Исчезло до боли знакомое «козление», пропали прежние крены, провалы в асфальте теперь не поддают по заднему мосту, заставляя внедорожник подпрыгивать. На разбитой гравийке джип ведет себя сродни ралли-рейдовому болиду. Можно ехать с довольно высокой скоростью, игнорируя гребенку и колею. Если же не обращать внимания на звуковое сопровождение трансмиссии (подвеска молчит) и вибрации, «Нива» выглядит приятной и в повседневной эксплуатации. Ей бы еще подушки безопасности, ABS да бытовые прелести. Правда, даже за близкую ВАЗу стоимость не приобрести полноценный внедорожник с такой 4WD системой. Фактически Lada — единственная в своем роде.


Эту панель и восьмерочные сиденья мы знаем уже давно. В нынешней модернизации иные лишь внешние зеркала, ставшие больше, но по-прежнему регулируемые только за корпуса. Разве трудно было приспособить к ним рычажки, как это сделано на «семерке». Сидеть за рулем, кстати, вполне удобно

• Цены на рынке

Внедорожный демпинг

Как и прежде, «Нива» доступна в единственной комплектации — с гидроусилителем, но без электропакета.

Принципиально, по оснащению, автомобиль остался таким, каким мы его узнали в далеком 1977 году — знакомые ползунки климата, подрулевые рычажки и большой в диаметре руль, при гидроусилителе уже не нужный. Опции — центральный замок, электрические стеклоподъемники и другие приятные мелочи предлагаются дилером отдельно и стоят в пределах 12-20 тыс. руб. А в «чистом виде» Lada 4x4 оценивается в 322 тыс. руб., что на три тысячи дороже, чем до модернизации. Процент по кредиту в ВТБ и «Сбербанке», соответственно, 11 и 8,33. Есть у дилера и пятидверные «Нивы» от фирмы «Бронто», которые оцениваются в 349 тыс. руб.

На вторичном рынке предложение «Нивы» более чем разнообразно. Есть и карбюраторные версии, выпущенные еще при СССР, и автомобили последних лет. Но на какую бы то ни было структуру цен рассчитывать не стоит, что позволяет находить интересные и «жизнеспособные» варианты. Так, за джипы с впрыском в возрасте пяти-семи лет могут просить от 160 до 220 тыс. руб. Цена самых свежих экземпляров от года до трех доходит до 320 тысяч. Стоимость автомобилей «чуть за десять» крутится в районе сотни. Ну, а «Нивы» начала 90-х или конца 80-х годов тот вариант, который подходит для активного туризма. Нужно лишь найти с учетом 40-100 тыс. руб. не гнилой кузов и агрегаты после недавней капиталки.


К сожалению, у заднего сиденья складывается только спинка, да и то целиком. А чтобы получить больший полезный объем, диван придется демонтировать

• Цены на запчасти

Соответственно розничной цене автомобиль является самым дешевым в эксплуатации. Естественно, из новых известных внедорожников. Не будем проводить аналогии с импортными джипами, однако даже УАЗ, чьи запчасти и расходные материалы постоянно подскакивают в цене, в ремонте и обслуживании обойдется значительно дороже. По «Ниве» же сохраняются те величины, которые делают ее использование экономически целесообразным. Правда, выбирая комплектующие, нужно обращаться к проверенным продавцам, иначе велик шанс нарваться на «кооперативщину». С другой стороны, для ВАЗа существует много зарубежной альтернативы — по амортизаторам, сцеплению, колодкам и т. д. Можно заплатить больше и получить больший ресурс.

Недорог нормо-час у дилера (400 руб.), и адекватна периодичность обслуживания. Первое ТО после обкатки на 2-3 тыс. км, после чего через 10 тыс. км. Разве что гарантию хотелось бы иметь побольше — те 2 года или 35 тыс. км выглядят явно заниженными.

ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ЗАПЧАСТИ ДЛЯ LADA 4x4, руб.

Наименование

Стоимость

Комплект шатунов

1044

Комплект поршней

616

Вкладыши коренные

159

Вкладыши шатунные

123

Поршневые кольца

616

Клапаны

900

Цепь ГРМ

208

Натяжитель

155

Успокоитель

65

Диск сцепления

459

Корзина сцепления

720

Амортизаторы пер/зад

320/520

Пружины пер/зад

409/157,5

Шаровая опора верх/низ

110/116

Сайлент-блок верх/низ

24/65

Тормозные колодки пер/зад

292/468

Крышка капота

1727

Крыло заднее

698

Фара

884

Фонарь

320

Крыло переднее

860

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАЗ-21214 

Кузов

Тип

универсал

Конструкция

несущий

Количество мест/дверей

5/3

Двигатель

Тип

бензиновый, с распределенным впрыском топлива

Расположение двигателя

спереди, продольно

Количество и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объем, куб. см

1690

Степень сжатия

8,5:1

Количество клапанов на цилиндр

2

Мощность, л. с. при об/мин

81/5000

Крутящий момент, Нм при об/мин

127/4000

Трансмиссия

Привод

постоянный полный с принудительно блокируемым межосевым дифференциалом и понижающим рядом

Коробка передач

механическая, 5-ступенчатая

Тормоза

Тип

гидравлические

Механизмы передние/задние

дисковые/барабанные

Подвеска

Передняя

независимая, двухрычажная

Задняя

зависимая

Колеса

Шины

175/80R16, 185/75R16

Размеры, объем, вес

Длина/ширина/высота, мм

3720/1680/1640

База, мм

2200

Минимальный клиренс, мм

220

Колея спереди/сзади, мм

1438/1400

Снаряженная масса, кг

1210

Полная масса, кг

1610

Объем багажника, л

265/585

Объем топливного бака, л

42

Максимальная скорость, км/ч

137

Время разгона до 100 км/ч, с

17

Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км

11

Технические консультации: ОАО «Иркутск-АвтоВАЗ»

Максим Маркин
фото автора

Автомаркет+Спорт № 35/2009

Поделиться ссылкой
Другие материалы номера
Важное на форуме

Автофирмы Иркутска







Весь каталог